Дмитрий Лутовинов – учитель истории, обществознания, МХК школы № 16 г. Орехово-Зуево Московской области – стал победителем конкурса «Учитель года – 2022». Путь к призванию у него начался с детства: родители сумели привить ему любовь к книгам и стихам, рассказывали об искусстве, науке, окружающем мире. Но все же главное влияние на его профессиональный выбор оказала бабушка, которая всю жизнь проработала сначала учителем, а потом – директором школы. Именно ей он посвятил свою победу в конкурсе. В своем интервью «Вестям образования» Дмитрий рассказывает о том, что ему помогает в повседневном общении с детьми, как он представляет свою дальнейшую карьеру и в чем видит свою личную ответственность.
«Это было круче, чем чемпионат мира по футболу»
– Что дало вам участие в конкурсе? Какие этапы показались наиболее сложными?
– Участие в конкурсе дало мне огромный заряд вдохновения и энтузиазма. Кроме этого, конечно, 88 и даже больше друзей во всех регионах России, что невероятно ценно. Прямо сейчас мы все очень грустим оттого, что нам пришлось расстаться. Ведь за эти 2,5 недели мы стали настоящей семьёй, семьёй учителей года России. Самым сложным испытанием оказался урок, потому что, когда ты впервые выходишь к незнакомым детям, нужно пересилить себя. Плюс это было первое конкурсное испытание, за мной наблюдали камеры и 14 человек в жюри. Очень сложно перебороть себя в этом плане. Поэтому хотелось показать себя глубоким, знающим, интересным учителем, но, надеюсь, у меня получилось.
– Кто был в вашей группе поддержки: жена, коллеги по работе, ученики? Как они восприняли вашу победу?
– Да, моя группа поддержки была очень большой. Прежде всего, конечно, это моя жена и дочка. Дочка ещё маленькая, ей всего три года. Её жизнерадостность, её улыбка, просто объятия очень заряжали меня. Я понимал, что, наверное, ради неё в том числе тоже стоит стараться. Я думаю, она будет потом мной гордиться. Жена помогала мне буквально во всём. Перед каждым конкурсным испытанием она записывала песню, играя на фортепиано, и отправляла мне. Я переслушивал её несколько раз, и это вдохновляло меня, очень мотивировало и настраивало, поддерживало. И, конечно, мои коллеги, с которыми мы постоянно перезванивались, они смотрели все трансляции. Следили не только за мной, ведь в конкурсе «Директор года» участвовал ещё и мой директор – Ольга Александровна Глазнева. Так что эти две недели были наполнены событиями, и буквально иногда трансляции шли чуть ли не параллельно, и с двух телефонов в оба глаза наблюдали за ней и за мной.
Я думаю, что ученики гордятся мной. Для меня действительно важна их реакция. И, наверное, они меня знают лучше, чем кто бы то ни было, я каждый день стою перед ними у доски. И надеюсь, не титул меня делает учителем года, а, наверное, их мнение. Все восприняли мою победу с большим восторгом. Я уже несколько раз слышал сравнение, что это круче, чем смотреть чемпионат мира по футболу. Так что все очень сильно болели, переживали, поэтому очень приятно, что такое достижение важно не только для меня, но и для них.
«Творчество современного учителя практически ничем не ограничено»
– В чем вы видите главную задачу образования и свою личную ответственность как учителя?
– Главную задачу образования я вижу в том, чтобы воспитать хорошего человека, который будет приносить пользу обществу и обладать вечными, общечеловеческими ценностями. И, конечно, привить знания и любовь к наукам, искусству – это тоже невероятно важно. Свою личную ответственность как учителя я вижу в том, чтобы быть небольшой ступенькой в достижении этой глобальной цели. Потому что ведь в своём классе мы работаем с тридцатью детьми. Но если посмотреть на другие классы, конечно, их у нас достаточно много, это уже 200 детей, и каждый год мы провожаем выпускников, которые потом становятся полноправными гражданами нашей страны. Поэтому моя задача – быть таким вот небольшим фонариком, который борется с невежеством за высшие ценности.
– Каковы, по вашему мнению, возможности и ограничения современного учителя? Имеются в виду избыточный контроль со стороны вышестоящих организаций, отчетность, формализация педагогической деятельности.
– Конечно, в современной школе есть определённые императивные рамки, которых мы придерживаемся. Но, честно, я редко задумываюсь о том, насколько это сильно меня ограничивает. Простор для творчества учителя всегда остаётся. И, наверное, никакие рамки не смогут его сломать, потому что я как учитель имею полную свободу того, что я буду делать в своей воспитательной деятельности и в классе. Понятно, что у нас есть рабочие программы, учебники, стандарты. Но это ведь необходимо, чтобы гарантировать всем ребятам качественное обучение на всей территории нашей страны. Поэтому это нормально. Но творчество современного учителя, на мой взгляд, практически ничем не ограничено.
Объясню, почему. Дело в том, что единые программы – это уже давно назревший вопрос, поскольку каждый год учителя тратят огромное количество времени, чтобы переделать эти программы, адаптировать их для своего класса…
Мне бы хотелось, чтобы это было так: не тратить время, а взял – и работай. Всё равно, как я уже сказал, каждый учитель на своих уроках волен выбирать те формы работы, которые ему больше подходят.
Хочешь – организуй викторину, хочешь – дискуссию. То есть можно включать в урок какие-то новые элементы, которые хочется учителю, притом что тема будет одна и та же. По-моему, единая программа – это такая полочка, на которую всё равно учитель так или иначе может положить свои собственные приемы и наработки.
– Как призер конкурса «Учитель года» вы становитесь советником министра просвещения и вправе предлагать свои идеи для дальнейшей реализации. Какие у вас планы на этот счет? Например, в связи с мобилизацией стали приходить повестки учителям, и многих уже отправили на спецоперацию. Как вы относитесь к этому явлению и готовы ли выступить с инициативой о введении отсрочек для педагогов?
– Я всегда говорю, что я учитель, а не политик. Поэтому на должности советника министра просвещения я, конечно, постараюсь консолидировать мнения педагогов моего региона и других, поскольку мы поддерживаем связь с другими финалистами конкурса «Учитель года 2022». Возможно, я смогу быть чем-то полезен, и, конечно, я смогу посмотреть на те инициативы, которые в сфере образования предлагают другие, но только с точки зрения учителя. Вот это, мне кажется, наиболее важно.
Что насчёт мобилизации? Мне кажется, это вопрос немного не моего уровня. Это вопрос уровня государственной безопасности. Наверное, я буду не прав, но я не привык просить. Получается, что здесь я буду просить, в том числе и за себя. Я готов попросить за других, но, наверное, пусть это решат люди, от которых зависит государственная повестка.
«Из школьной жизни детям запоминаются не столько уроки, сколько жизнь за пределами класса»
– Судя по вашим интервью, вы разносторонний человек – увлекаетесь и музыкой, и спортом. Как вам это помогает в работе с детьми?
– Конечно, это очень помогает, ведь дети тянутся за личностью педагога, считают его примером, по крайней мере я на это надеюсь. Я это вижу, честно. Поэтому показать, что здорово учиться разному, уметь многое, быть разносторонним человеком для меня важно в связи с тем, что я чувствую свою ответственность быть примером для детей. Потом, конечно, детям просто интересно. Когда мы участвуем в каких-то спортивных соревнованиях, я тоже могу пробежать марафон вместе с детьми. Это добавляет энергии. Если мы участвуем в каких-то сценках, КВН, снимаем ролики, документальные фильмы, ещё что-то, тут тоже помогает абсолютно всё – умение декламировать стихи и прозу, игра на музыкальном инструменте. Даже когда запретили массовые мероприятия в период пандемии, в том числе дискотеки, я организовал неформальную встречу для своего класса: мы с ними пили чай, ели пиццу, я играл на гитаре, мы пели песни, им очень это понравилось. И потом мы собирались так на многие праздники, у нас были чаепития, «огоньки» с гитарой. Вообще совместным внешкольным мероприятиям я придаю большое значение, поэтому мы с моим классом часто выезжали в музеи, театры, парки, посещали исторические реконструкции.
Из школьной жизни детям запоминаются не столько уроки, сколько жизнь за пределами класса.
«Плохого учителя дети боятся, хорошего учителя – боятся подвести»
– От каких ошибок вы предостерегли бы начинающих педагогов?
– Некоторые начинающие учителя иногда копируют авторитарные методы своих педагогов: чтобы в классе стояла мертвая тишина и не слышно было, как муха пролетит, а еще ставят «двойки» за малейшую ошибку. На самом деле это не те меры, которыми надо воздействовать на детей.
Я всегда говорю своим молодым коллегам, что наше главное оружие – это профессионализм и любовь к предмету. Если ученики видят, что учитель хочет их заинтересовать, сделать что-то особенное, то они обязательно проникнутся к нему уважением.
Как часто говорит директор нашей школы, «плохого учителя дети боятся, хорошего учителя – боятся подвести».
Отношения между учителем и учеником должны строиться на взаимном доверии и уважении – я в этом абсолютно уверен.
– Удается ли найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, где 30 учеников?
– Удается, было бы желание. Конечно, индивидуальный подход нужен и важен, но это скорее западные ценности, а в советской школе в основе воспитания был коллективизм – пионерские, комсомольские организации. Воспитание коллективизма актуально и в наше время, просто сейчас это принято называть «умением работать в команде». В общем, я за разумное сочетание индивидуального и коллективного.
«Разговоры о важном»
– С этого года появилась новая форма воспитательной работы – «Разговоры о важном». Есть программа, утвержденная Минпросом. Но создается впечатление, что эти темы далеки от тех, которые реально волнуют подростков. У нас в школах имеют место и насилие, и агрессия (буллинг, шутинг), так, может, следует говорить с детьми на более актуальные острые темы, в том числе касающиеся текущей политической ситуации?
– В «Разговорах о важном» есть актуальные темы, но добавить туда те, что предложат сами школьники, я считаю, следовало бы. Мы обсуждали этот вопрос с министром просвещения Сергеем Кравцовым: чтобы дети сами составили список, а из него потом отберут те, которые включат в эту программу.
Я изучил эту программу и пришел к выводу, что не все вопросы далеки от интересов детей. Например, меня лично волнует тема цифровой безопасности. Сейчас об этом много говорят, и не только в школе, но и в лаборатории Касперского, в институтах Техаса, Сеула, где изучается эта проблема. Я не знаю ни одной программы воспитания, в которую были бы включены эти вопросы. В «Разговорах о важном» эта тема есть, и ее стоит обсуждать с детьми. Ухудшение зрения из-за постоянного использования смартфона и компьютера – далеко не самая главная проблема. Сейчас речь идет о том, чтобы включить цифровую зависимость в международный классификатор болезней. Есть такие побочные эффекты, как «цифровое ожирение», когда человек получает слишком много информации; «цифровая амнезия», когда мы не запоминаем основные факты, а поверхностно просматриваем какие-то сведения в интернете; «фейсбук-депрессия», когда дети в соцсетях смотрят яркие фотографии из чужой жизни, а собственная представляется им серой и однообразной. Если мы обсудим все эти явления, то это станет своего рода профилактикой тех опасностей, которые подстерегают подростков в интернете.
Что касается вопросов о современной политической ситуации, кто ещё, как не учитель, должен формировать правильное общественное мнение. Это тоже очень важно.
«Не бояться пробовать новое, ставить цели и побольше путешествовать»
– Как вы видите свою дальнейшую карьеру? Например, если предложат должность директора школы или чиновника в органах управления образованием, или депутата, согласитесь на такое предложение?
– Свою дальнейшую карьеру я вижу пока учителем в школе. Когда предложат, тогда и посмотрим. Но, честно говоря, должность директора меня абсолютно не привлекает. Потому что я люблю работать непосредственно с детьми. Я очень люблю историю. Скорее всего, если я стану директором, то такой простор для творчества, для общения с детьми, для преподавания сузится, сократится, и придётся уделять время административной работе. Я не чиновник, не политик, я – учитель.
– И в завершение нашей беседы – небольшой блиц-тест.
Если у человека нет друзей, это означает…?
– Это означает, что человеку, скорее всего, нужна помощь.
– В трудные минуты я…
– Собираюсь с силами и думаю, что всё когда-нибудь пройдёт, все проблемы закончатся, всё решится. Я оптимист.
– Что бы вы пожелали себе восемнадцатилетнему?
– Учиться, учиться и ещё раз учиться. Не бояться пробовать новое, ставить цели и побольше путешествовать.
– На что вам не жалко тратить деньги?
– Мне не жалко тратить деньги на подарки своим родным, друзьям и на впечатления, путешествия, походы в театры, музеи, на концерты. Деньги – это то, что материальное, завтра их нет. А впечатления с тобой останутся на всю жизнь.
– Всему, чего я достиг в своей жизни, я обязан…
– Своим родителям. Моему папе, Владимиру Михайловичу, моей маме, Ирине Ивановне, которой, к сожалению, уже нет в живых, и, конечно, своей жене, потому что она – тот человек, который всегда стоит за моей спиной, обеспечивает мне крепкий тыл. Для меня это невероятно важно.
– Главное качество учителя?
– С этим сложно, потому что таких качеств, на мой взгляд, очень много. Но если выбирать главное – это человечность, на мой взгляд.
– Моя настольная книга?
– Пусть будет Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц».
– Главная мечта?
– Моя главная мечта, чтобы у всех детей было счастливое детство.
– Добро должно быть с кулаками?
– Иногда применение силы необходимо, например, когда нарушается закон. Но в моей работе этот принцип неприменим, и не только в школе, а в отношении детей вообще. Я против любого физического воздействия, если его используют как метод воспитания.